Деятельность отдела

 История и основные направления деятельности отдела 

   Созданный в 2009 году Отдел профориентационной работы Университета в марте 2011 приказом ректора ПГУ вошел в состав Института инновационных технологий обучения. С октября 2014 года является структурным подразделением Центра организации приема и довузовской подготовки Института непрерывного образования ПГУ.

Основными направлениями деятельности отдела является профориентационная деятельность.

Профессиональная ориентация - это комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, а также формирование у него компетентности при ориентации и адаптации на рынке труда с учетом социально-экономической ситуации.

Для формирования конкурентоспособности ПГУ приоритетами политики ВУЗа должно быть осуществление системной и комплексной профориентационной работы на всех этапах обучения, т.е. создание единой системы профориентации. Профессиональная ориентация является органической составной частью учебно-воспитательного процесса в вузе и непосредственно связана с другими направлениями работы.

Профессиональная ориентация как сложная система, как явление междисциплинарное имеет многоплановые аспекты: социальные, экономические, психолого-педагогические, медико-физиологические.

Профориентационная работа в ПГУ осуществляется на основе научно обоснованной системы форм, методов и средств воздействия, ставящей в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях абитуриентов, их профессиональный отбор на специальности и направления подготовки университета и своевременное привлечение обучающихся к получению высшего образования. Так же очень эффективной является профориентационная работа среди учащихся средних общеобразовательных школ (лицеев, гимназий), средних профессиональных учреждений (колледжей, техникумов), дошкольных образовательных учреждений (детских садов).

Основной целью отдела по профориентационной работе ПГУ является привлечение профессорско-преподавательского состава, кафедр, студентов, волонтеров к активному участию в научно обоснованной системе мер по профессиональной ориентации молодежи, приведение образовательных потребностей абитуриентов в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода и создание условий для формирования ими обоснованных профессионально-образовательных планов.

  

     

 

Основными задачами отдела являются:

- Организация и осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями среднего общего образования, среднего профессионального образования и дошкольного образования г. Пенза, Пензенской области и других регионов.

- Обеспечение формирования контингента обучающихся по программам довузовской подготовки университета.

- Оказание помощи приемной комиссии в качественном отборе абитуриентов университета.

- Изучение и прогнозирование перспектив формирования студенческого контингента университета.

- Установление и укрепление постоянных контактов с муниципальными органами управления, образовательными учреждениями и предприятиями;

- Информирование об уровне образовательной деятельности университета.

 Основными методами работы отдела профориентационной работы являются:

- информирование - индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);

- профориентационное консультирование;

- профессиональная, профориентационная диагностика.

Профессиональное просвещение осуществляется среди учащихся 8-11 классов школы по специальным программам. С учащимися проводится профориентационное тестирование. На данном этапе подготовки предусматривается овладение учащимися общеобразовательной школы определенной совокупности знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии, идет информирование о наиболее общих признаках возможной будущей специальности или направления подготовки.

 

 

 

 

      

 

Методологический аспект в работе с учащимися по профессиональному самоопределению:

-       создание профильных классов;

-       проведение анкетирования учащихся по их самоопределению в профессии;

-       знакомство с информацией об университете, специальностях / направлениях подготовки;

-       руководство научной деятельностью обучающихся.

 

Отдел по профориентационной работе:

- организует и проводит совместно с факультетами и кафедрами ПГУ профориентационные мероприятия по проблемам профессиональной ориентации учащихся, в том числе выездные информационные лекции, презентации, Ярмарки учебных мест, Дни открытых дверей, Университетские субботы  в школах Пензенской области;

                            

- заключает договора о сотрудничестве с отделами образований районов Пензенской области, с целью организации и проведения совместных профориентационных мероприятий в школах района, информирования о факультетах, институтах, специальностях и направлениях подготовки университета, а также оказания помощи в профессиональном самоопределении, с целью привлечения выпускников к поступлению в университет; приобщения учащихся школ района к  активному участию в "Днях открытых дверей", «Университетских субботах», акциях «Стань студентом на один день», и др.;

- организует и проводит целевые семинары;

- знакомит школьников с многоуровневой структурой образования в университете (дни профессионального самоопределения на базе университета);

- проводит профориентационное просвещение родителей обучающихся в рамках родительских собраний;

     

 - привлекает учащихся к культурно-массовым мероприятиям совместно с Управлением по воспитательной и социальной работе с целью ориентации учащихся на поступление в ПГУ;

- информирует абитуриентов о формах обучения, многообразии специальностей и направлений подготовки ПГУ, возможностях дальнейшего трудоустройства посредством рекламы в СМИ;

- составляет планы работы профориентационной деятельности университета с целью четкого проведения профориентационной работы по установленным направлениям. В плане указываются мероприятия, проводимые всеми структурными подразделениями университета, место и сроки их проведения, ответственные за исполнение;

- организует совместно с типографией ПГУ печать информационных профориентационных буклетов и газет "Абитуриенту" с целью предоставления абитуриентам полной информации о поступлении в ВУЗ.

         

 

 

                  Профориентационная деятельность

    Пензенский государственный университет осуществляет постоянное взаимодействие с образовательными учреждениями среднего общего образования и среднего профессионального образования, обеспечивая формирование контингента студентов на специальностях и направлениях подготовки университета, качественный отбор абитуриентов, изучение и прогнозирование перспектив формирования студенческого контингента ПГУ.

 Профессиональное просвещение осуществляется среди учащихся 8-11 классов школ и выпускников среднего профессионального образования. В течение года факультетами, кафедрами и другими структурными подразделениями ПГУ проводятся выездные профориентационные лекции, семинары, презентации, факультативы, мастер – классы, тематические кружки. Основной целью является ориентация учащихся на поступление в ПГУ.Так же осуществляется подготовка школьников к сдаче ЕГЭ, научно – практическим конференциям, олимпиадам.

Формы профориентационного самоопределения:

-       экскурсии на кафедры университета,

-       профориентационное тестирование,

-       кружки и факультативы, вебинары, тренинги в образовательных учреждениях и лабораторных аудиториях университета;

-       занятия в «Инженерной школе»,

-       «Стань студентом на один день»,

-       Дни открытых дверей,

-       «Университетские субботы»,

-       Ярмарки образовательных услуг,

-       индивидуальное руководство научной деятельностью обучающихся,

-       совместные акции и проекты студентов университета и обучающихся образовательных учреждений.

              

Работа профориентационных классов

Методологический аспект заключается в работе с учащимися школ по профессиональному самоопределению. Согласно плану совместных мероприятий Министерства образования Пензенской области, Управления образования г. Пензы и ПГУ по профильному обучению и профориентации  реализуется программа ранней профориентации на базе институтов и факультетов ПГУ. 

Создание профориентационных классов позволяет ознакомить потенциальных абитуриентов с экономической, политехнической и гуманитарной терминологией, дать им необходимый набор базовых знаний по выбранным специальностям, а также отработать практические навыки и умения, позволяющие адекватно оценить и переосмыслить индивидуальный опыт, особенности собственной личности и  профессиональный выбор.

Обучение проводится по следующим  программам:

-       инженерная школа (МБОУ СОШ № 18, 20, 64, 66);

-       школа юного управленца (Образовательные учреждения города и области);

-       школа юного журналиста (Образовательные учреждения города и области);

-       школа юного менеджера (Образовательные учреждения города и области);

-       специализированный курс «Таможенное дело и международные отношения» (МБОУ Кадетская школа №46);

-       факультатив «Мир финансов» (МБОУ ФЭЛ №29);

-       кружок «Юный рекламист и пиарщик» (МБОУ СОШ №35, 47, МБОУ лингвистическая гимназия №6);

-       факультатив «Проектная деятельность в области экономики» (МБОУ лингвистическая гимназия №6);

-       школа права «Академия Legis»;

-       специализированный курс «Правоведение»;

-       подготовка к НПК «Шаг в будущее», «Старт в науку» (МБОУ многопрофильная гимназия №4 «Ступени», ГБОУ Губернский лицей – интернат для одаренных детей);

-       факультатив «Моя малая Родина»;

-       практикум по психологии «Психологическое просвещение» (МБОУ лицей современных технологий управления №2, МБОУ СОШ №28, 63);

-       школа юного психолога «Мастерская лидерства» (МБОУ СОШ №52, МБОУ Лицей №55);

-       студия изобразительного искусства «Акварель» (МБОУ СОШ №20);

-       школа юного географа (ГБОУ Губернский лицей – интернат для одаренных детей);

-       факультатив «Органическая химия» (ГБОУ Губернский лицей – интернат для одаренных детей);

-       факультатив «Аналитическая химия» (МБОУ гимназия №44);

-       общество «Юный ботаник» (ГБОУ Губернский лицей – интернат для одаренных детей, МБОУ Лицей №55, МБОУ гимназия №53, МБОУ СОШ №71, МОУ Лицей №230 г. Заречный);

-       факультатив «Решение олимпиадных задач» (МБОУ многопрофильная гимназия №4 «Ступени», ГБОУ Губернский лицей – интернат для одаренных детей, МАОУ Многопрофильная гимназия №13);

-       факультатив «Углубленное изучение физики» (ГБОУ Губернский лицей – интернат для одаренных детей, МАОУ Многопрофильная гимназия №13, МБОУ гимназия №44, МОУ Лицей №230 г. Заречный);

-       факультатив по информатике и компьютерной графики «Компьютерная графика и Web-дизайн» (МБОУ Лицей информационных систем и технологий №73).

       

 

 Образовательная программа «Инженерная школа»

В рамках образовательной программы «Инженерная школа» ПГУ сотрудничает с МБОУ СОШ № 18, 20, 64, 66, обучение в которой проходит по гибким индивидуальным образовательным программам.

Занятия проходят на кафедрах университета «Радиотехника и радиоэлектронные системы», «Технология машиностроения», «Компьютерное проектирование технологического оборудования», «Сварочное, литейное производство  и материаловедение», «Транспортные машины».

Преподаватели знакомят потенциальных абитуриентов с технической терминологией, дают им необходимый набор базовых знаний по введению в  специальности, а также практические навыки и умения, позволяющие адекватно оценить и переосмыслить индивидуальный опыт, особенности собственной личности и  профессиональный выбор.

Сотрудничество с технопарком «Яблочков».

ПГУ совместно с технопарком «Яблочков» (базовая кафедра «Сварочное, литейное производство и материаловедение» при ООО ИТЦ «Сварка) осуществляет целевую профориентацию, направленную на индивидуальное сопровождение обучающихся  с высоким уровнем интеллектуальных способностей. Реализация данной программы заключается в разъяснительной работе о преимуществах поступления в ПГУ на специальности, приоритетные для предприятий сварочного и литейного производства с последующим трудоустройством.

 

                


Реализация проекта «Летняя школа для одаренных детей» 
в рамках программы «Одаренные дети России»

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.

Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволяет более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

 

Дата создания: 23.09.2015 10:32
Дата обновления: 09.03.2017 16:14